Сайт военных реконструкторов "Рубеж"
Суббота, 22.07.2017, 22:44

Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Стальной шлем - Форум | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » ВС Райха: информация, фотографии » Обмундирование, экипировка, амуниция - Wehrmacht, SS, Luftwaffe » Стальной шлем
Стальной шлем
ЗлойИванДата: Пятница, 28.08.2009, 20:43 | Сообщение # 1
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 187
Награды: 0
Репутация: 4
Статус: Offline
Шлем М35

Безусловно, что базовым прототипом при разработке нового шлема для армии стали "рогатые" шлемы времен первой мировой войны М16, М17, М18 с учетом результатов разработок и испытаний проведенных накануне, в начале тридцатых годов.
Основным разработчиком нового шлема стало предприятие Eisenhuttenwerk в Thale имевшее богатый опыт в производстве шлемов еще со времен первой мировой войны. Официально новый шлем был принят военными 25 июня 1935 года и получил наименование - М35. С 1 июля 1935 года шлем был поставлен на вооружение германской армии в структурах снабжения соданного незадолго до этого Вермахта.

От своих предшественников новая каска получила в наследство общие очертания присущие германским стальным шлемам - расширяющиеся вниз от основной сферы конусные поля и выступающий козырек. Однако внешний вид шлема притерпел некоторые изменения, его форма отличалась большей компактностью и обтекаемостью по сравнению с предшествующими моделями. За счет использования более тонкого листа из высококачественной легированной стали с добавками молибдена, шлем стал легче. Однако защитные свойства каски, благодаря качественному металлу, остались на уровне требований предъявляемых военными. Необходимо отметить, что в конце выпуска шлемов М35, скорее всего в начале 1940 года, произошли изменения в качественном составе металла, который стал соответствовать новой модели - М40 (см. ниже). Массивные втулки воздушных вентилей - "рога", были заменены на компактные втулки-заклепки. Шлем оснащался новым подшлемником образца 1931 года. Подшлемник крепился к шлему с помошью трех кнопок-кламеров, в отличие от модели М34 где крепление осуществлялось по четырем точкам.

Шлем изготавливался методом штамповки из листовой стали толщиной около 1,5 мм. Процесс производства включал в себя несколько стадий штамповки, завальцовку нижнего края шлема, установку полых заклепок вентиляции, термообработку и окраску. На фотографии участка штамповки видны несколько прессов выполняющих последовательные операции штамповки. От плоской листовой заготовки круглой формы до готовой сферы шлема.

Необходимо отметить, что вентиляционные заклепки в наружной части разных шлемов имеют определенные различия по форме - от конусной до сферической (см. фото). Различия можно наблюдать и в диаметрах сквозных отверстий заклепки, встречаются отверстия диаметром от 3 до 5 мм. Внешний диаметр заклепки составляет около 12 мм.

В течение двух лет с момента принятия на вооружение (1935 - 1937 гг.), согласно статистическим данным, было изготовлено около 1,4 миллиона шлемов модели М35.

Среди определенной части реконструкторов германских стальных шлемов имеется мнение, что края каски завальцовывались вручную (!!!), однако весьма сложно представить в условиях массового производства, что в горячем цехе не один десяток человек орудуют молотками.... Молоток, даже в очень умелых руках, всегда будет оставлять на металле следы "забоины" и добиться гладкой и ровной поверхности которую мы встречаем на шлемах, при ручной обработке в условиях серийного производства - невозможно. Операция завальцовки, без всяких сомнений, была механической. Свидетельством механической обработки при операции завальцовки, являются довольно часто встречающиеся следы от оборудования в виде продольных канавок на завальцовке (см. фото).

В течение двух лет с момента принятия на вооружение (1935 - 1937 гг.), согласно статистическим данным, было изготовлено около 1,4 миллиона шлемов модели М35.

Среди определенной части реконструкторов германских стальных шлемов имеется мнение, что края каски завальцовывались вручную (!!!), однако весьма сложно представить в условиях массового производства, что в горячем цехе не один десяток человек орудуют молотками.... Молоток, даже в очень умелых руках, всегда будет оставлять на металле следы "забоины" и добиться гладкой и ровной поверхности которую мы встречаем на шлемах, при ручной обработке в условиях серийного производства - невозможно. Операция завальцовки, без всяких сомнений, была механической. Свидетельством механической обработки при операции завальцовки, являются довольно часто встречающиеся следы от оборудования в виде продольных канавок на завальцовке (см. фото).

Прикрепления: 5168197.jpg(5Kb) · 8719120.jpg(6Kb) · 8821675.jpg(7Kb)
 
ЗлойИванДата: Пятница, 28.08.2009, 20:50 | Сообщение # 2
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 187
Награды: 0
Репутация: 4
Статус: Offline
Каски для различных гражданских, политических, военизированых структур и родов войск несли на себе соответствующие эмблемы (декали) выполненые по технологии переводных картинок в различных комбинациях, в зависимости от принадлежности. До 1940 года, все шлемы выпускавшиеся германской промышленностью имели две декали. Например, на шлемы сухопутных войск (Heer) ставились декали с изображением характерного орла серебристо-белого цвета на черном щитке на левой стороне шлема и декаль с изображением цветов германского флага (триколор) на правой стороне каски, цветные полосы размещались по диагонали по всей поверхности щитка. Подробнее о декалях можно посмотреть в разделе ОКРАСКА.

Шлем М40
В марте 1940 года, в результате изменений технологического процесса изготовления стальных шлемов, германская промышленность приступила к выпуску касок модели М40. Изменения, в первую очередь, были обусловлены началом второй мировой войны, когда увеличение объемов производства, вопросы экономии ресурсов и технологичности производства диктовали необходимость применения более простых (и менее трудоемких) технологий и более дешевых материалов по сравнению с использовавшимися ранее. Общий вид каски модели М40 повторял контуры модели М35, однако вентиляционное отверстие изготавливалось уже не в виде отдельной детали (полой заклепки), а методом штамповки в процессе штамповки собственно шлема.

Формы штампованых вентиляционных отверстий также отличались в зависимости от предприятия-производителя и времени производства. Выступы вентиляции могли иметь покатую, плавно поднимающуюся форму или быть четко очерчены глубоким штампом. Встречаются выступы вентиляции с четким конусным углублением переходящим в отверстие (см. фото).

Изменения коснулись и качественного состава стального листа. Молибден в качестве легирующей добавки перестал использоваться и был заменен менее дефицитными и боле дешевыми добавками, в частности - силикатом марганца. Изменения в составе металла повлияли на качественные характеристики шлемов. При неизменных требованиях к прочности шлемов, производители были вынуждены компенсировать потери в качестве за счет увеличения толщины используемого стального листа. Именно по этой причине, шлемы модели М40 имеют больший вес по сравнению со своими собратьями моделей М35 и М42. Особенно очевидно изменение весовых характеристик шлемов модели М40 для издеделий предприятия Quist Esslingen (Эсслинген). При взгляде на шлемы 40-й модели, часто бросается в глаза "рыхлая, пористая" поверхность металла, в отличие от гладкой и ровной поверхности шлемов М35.
Можно отметить, что в процессе зачистки ржавчины с использованием уксусной кислоты, шлемы модели М40 издают характерный запах ацетилена (карбида), что свидетельствует о изменениях в качественном составе металла. Один раз пришлось работать с каской М35, которая имела все признаки подобных изменений - характерный запах, рыхлая поверхность и увеличенные весовые характеристики. Можно было бы предположить, что этот экземпляр был поздней переделкой из М40 с вновь установленными заклепками вентиляции на место утраченных штампованых отверстий. Однако, каска была поднята под Ржевом собственноручно, что исключает возможнось поздних доработок. На основании этого факта можно сделать вывод, что изменения в качестве металла произошли уже в конце выпуска шлемов М35, незадолго до запуска в производство касок 40-й модели.
Вес шлемов может заметно отличаться в зависимости от размера, производителя, времени изготовления и модели каски. Например, шлемы 66 размера модели М35 без краски и коррозионных повреждений весят около 800-900 грамм, а каски того же 66 размера, но модели М40 весят около 1000-1100 грамм. Можно отметить характерное обстоятельство, что при увеличении размера шлема толщина металла изменяется в сторону уменьшения (утоньшения). Это объясняется увеличением глубины и внутренней поверхности штампа при использовании исходного листа одной толщины.

На шлемы М40 начинается установка подшлемников на основе фурнитуры из оцинкованого или окрашеного в серый цвет стального листа (обручи, кламеры и пр.). Однако, первые партии шлемов новой модели в течение 1940-го и в начале 1941 года, продолжали комплектоваться подшлемниками на основе алюминиевой фурнитуры из "старых" запасов. Ранние выпуски новых шлемов для Вермахта, по аналогии с касками М35 снабжались двумя декалями, позже с целью улучшения маскировки и удешевления производства использовалась только одна декаль. На шлемах ваффен СС, полиции и др. продолжалось использование двухдекальной символики. Шлемы модели М40 производились германской промышленностью до конца лета 1942 года, когда были заменены еще более технологичной моделью - М42.

Прикрепления: 4105790.jpg(19Kb) · 4803298.jpg(4Kb) · 3739990.jpg(7Kb)
 
ЗлойИванДата: Пятница, 28.08.2009, 20:55 | Сообщение # 3
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 187
Награды: 0
Репутация: 4
Статус: Offline
Шлем М42

6 июля 1942 в качестве одной из мер полного перехода германской промышленности на военное производство, по требованию военных и с целью экономии производственных ресурсов, было предложено заменить достаточно трудоемкую операцию завальцовки края стального шлема на операцию отбортовки. Когда край стального листа не завальцовывался внутрь каски, а просто изгибался на внешнюю сторону шлема. 1 августа 1942 началось производство шлемов модели М42.

Благодаря этим изменениям, процесс производства шлема был максимально оптимизирован и сокращен до четырех операций в процессе быстрой, горячей штамповки. По этой причине, практически на всех шлемах М42 можно заметить напряжение металла (вздутие, изгиб) в зоне перехода конусных полей в козырек. На большинстве шлемов М42, выступы вентиляционных отверстий были очерчены четким, глубоким штампом.

Шлемы первых выпусков снабжались одной декалью с обозначением рода войск на левой стороне шлема. Согласно инструкции от 28-ого августа 1943 с целью улучшения маскировки, удешевления производства и сокращения времени на изготовление шлемов было отменено использование декали с изображением орла и предписывалось, что декали должны быть удалены со всех шлемов находящихся в эксплуатации, хотя этих директив никто твердо не придерживался.
Массовое производство шлемов М42 продолжалось вплоть до начала 1945 года, когда большая часть Германии оказалась оккупированой союзниками, а промышленность была парализована в результате военных действий и налетов авиации.

Прикрепления: 6781906.jpg(4Kb) · 9835868.jpg(2Kb)
 
ЗлойИванДата: Пятница, 28.08.2009, 21:05 | Сообщение # 4
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 187
Награды: 0
Репутация: 4
Статус: Offline
Парашютный (Fallschirmjager) шлем М38

29 января 1936 по инициативе Германа Геринга в рамках структуры Luftwaffe был организован первый учебный центр (школа) по обучению парашютистов-десантников, который базировался в местечке Stendal. Первоначальная численность обучающихся составляла один батальон добровольцев, который впоследствии планировалось реорганизовать в парашютно-десантный (Fallschirmjager) полк.
По примеру Luftwaffe, 1 апреля 1937 в сухопутных войсках (Heer), был сформирован парашютно-десантный полк проходивший обучение в том же учебном центре.
Уже на начальном этапе подготовки парашютистов выяснилось, что стандартные армейские шлемы М35 непригодны для использования при прыжках с парашютом. Конусные поля каски создавали вихревой воздушный поток, который срывал шлем с головы парашютиста, что могло привести не только к потере шлема, но и к серьезной травме. Таким образом, стандартный подшлемник образца 1931 года в первозданном виде, тоже оказался непригоден для использования и требовал конструктивных изменений.
Разработка нового образца шлема была поручена специалистам предприятия Eisenhuttenwerk в Thale под руководством инженера Хайслера. В результате проведенной работы был представлен шлем адаптированый для новых задач. Основой для новой модели стал модернизированый шлем стандарта M1935. Модель парашютного шлема получила наименование M1936 и была сделана в общей форме шлема M1935, но без конусных полей и выступающего козырька.

Часто встречается мнение, что парашютные каски моделей М36, М37 изготавливались путем обрезания полей стандартной каски М35. Скорее всего, этому заблуждению способствовал не очень точный перевод (или некорректное понимание перевода) из иностраных источников в которых упоминается общая форма со шлемом М35. Для тех, кто хоть немного знаком с кузнечно-прессовым производством и промышленной (серийной) технологией металлообработки такой вопрос никогда бы не стоял. Как известно, шлемы изготавливались методом горячей штамповки из листового металла и в процессе серийного (даже мелкосерийного) производства наверняка использовался не один и не два пресса и соответственно на каждом из прессов была установлена отдельная штамп-форма. По мере износа, штамповые формы регулярно заменялись на новые, которые изготавливались по единым чертежам в инструментальном подразделении предприятия, поэтому говорить об одной (единственной) форме не имеет смысла. Можно говорить только о единообразии форм изготовленых на основе общей технической документации, единого, стандартного образца.
Обрезка полей готовой стандартной каски как отдельная, весьма трудоемкая и совершенно неоправданная технологическая операция представляется вообще лишенной всякого смысла. Намного проще и технологичней изготовить сокращенную, "обрезаную" пресс-форму на базе стандартного варианта. Непосредственно обрезку полей каски, можно представить вполне возможной только на стадии разработки шлема, в процессе проектно-испытательных работ. Обрезка полей стандартного шлема в наши дни - это весьма распространенное явление, когда в процессе "реконструкции" обычный шлем М35 превращается в антуражный, престижный и как следствие значительно более дорогой "парашютный".

При разработке спецального парашютного шлема изменения коснулись и конструкции подшлемника, но только в части изменения системы подбородочных ремней. Крепление подшлемника к шлему с помощью трех кнопок-кламеров осталось неизменным, но в основание подшлемника (шлема) был добавлен толстый слой вспененой резины. Подобно M1935, в шлеме использовались те же самые полые заклепки для воздушных вентилей. Новая система ремней был разработана, таким образом, чтобы пересечься позади задней части шеи и вниз вокруг подбородка при пересечении(кроссировании) с обеих сторон ушей. Для крепления ремней в шлеме были сделаны четыре продолговатые щели.
В 1937 году появилась новая модификация шлема получившая наименование М37. В каске использовались те же самые компоненты как и в модели M1936, за исключением того, что новая модель имела две, а не четыре щели для крепления ремней. Однако, все конструкции на базе стандартной армейской модели М35 оказались недостаточно эффективными в процессе эксплуатации. Недостатки были столь очевидны, что возникла необходимость разработки специального шлема для парашютистов, без использования базовой общеармейской модели и ее комплектующих.

Шлемы моделей М1936 и М37

Необходимо отметить, что шлемов моделей М36, М37 практически не сохранилось. Во всем мире существуют лишь единицы подобных изделий. Все то, что появляется на рынке, является поздними переделками из общеармейских касок, иногда весьма высокого качества.

Принципиально новая модель шлема специально для парашютистов была разработана и представлена 16-ого июня 1938 года и получила наименоваие M38. Помимо оригинальной формы сферы шлема, была полностью перепроектирована конструкция подшлемника который крепился к сфере четырьмя болтами (два на затылочной части каски и два по бокам), в самих болтах имелись сквозные вентиляционные отверстия и два углубления под специальный ключ

Болты крепления подшлемника модели М38

Со временем крепежные болты видоизменялись На самых первых образцах шлемов болты были медные (латунные), позже они стали производиться из стали, для удобства на головке болта появился шлиц под стандартную плоскую отвертку. Спустя некоторое время болт стал алюминиевым. В конце войны исчезло вентиляционное отверстие в болте. После появления новой модели парашютного шлема предидущие варианты либо изымалась из войск, либо в них устанавливался модернизированный подшлемник, который крепился на болтах. Согласно инструкции Luftwaffe от 15 марта 1938 г. срок службы шлема ограничивался 15 годами. Подшлемник крепился на усиленный обруч новой конструкции. Первоначально обруч изготавливался из алюминия, который впоследствии был заменен на оцинкованую сталь.

Шлем образца 1938 года. М38

Подшлемник изготавливался из двух кожаных сегментов сшитых по центру в единую сферу. Для вентиляции, в коже подшлемника были сделаны двенадцать отверстий располагавшиеся равномерно по всей поверхности сферы. В качестве амортизатора использовался листовой вспененый каучук в фоме семи лепестков (полос) располагавшийся между обручем и кожей по всей внутренней поверхности каски. Точная индивидуальная подгонка шлема осуществлялась за счет изменения толщины каучукового листа.
Подбородочныйремень каски имел Y-образную форму и монтировался на болтах крепления подшлемника с помощью отверстий усиленных люверсами. Длина ремня могла регулироваться благодаря наличию трех отверстий подряд, расположеных на концах ремня.

Прикрепления: 8075444.jpg(3Kb) · 8481788.jpg(3Kb) · 7865635.jpg(5Kb) · 1916846.jpg(8Kb) · 5586486.jpg(3Kb)
 
ЗлойИванДата: Пятница, 28.08.2009, 21:08 | Сообщение # 5
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 187
Награды: 0
Репутация: 4
Статус: Offline

Подбородочный ремень и обруч подшлемника М38

Шлемы М38 изготавливались только на одном предприятии Eisenhuttenwerk в Thale - лидере германской промышленности в изготовлении и проектировании шлемов и маркировались соответственно клеймами ЕТ или ckl. В производстве находились шлемы 64, 66, 68, 71 размеров, причем 64 размер в отличие от общеармейских касок, встречается крайне редко.
Ранние варианты шлемов для парашютистов имели две декали - национальный щиток-триколор и эмблему принадлежности к роду войск Luftwaffe (ВВС) или Heer (Сухопутные войска). Позже, 1 января 1939 года, все парашютные части были подчинены единому командованию в рамках структуры Luftwaffe и имели только эмблему военно-воздушных сил.
Первый (ранний) образец декали орла Luftwaffe использовался с 1-ого марта 1935 года, вплоть до введения нового образца, который был был представлен в конце 1936 или в начале 1937 года. Инструкцией от 12-ого июня 1940 прекращалось использование национальной декали (триколора), и дальнейшие инструкции от 28-ого августа 1943 отменили декаль с изображением орла и предписывали, что декали должны быть удалены со всех шлемов находящихся в эксплуатации, хотя директивы также как и в случае с общеармейскими касками, никто твердо не придерживался.
Благодаря своей антуражности и сравнительно небольшому количеству, германские парашютные шлемы модели М38, не говоря о более ранних моделях (М36, М37), часто являются объектом переделки путем "творческой доработки" обычных касок.

Прикрепления: 8268708.jpg(19Kb)
 
ЗлойИванДата: Пятница, 28.08.2009, 21:25 | Сообщение # 6
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 187
Награды: 0
Репутация: 4
Статус: Offline
ЦВЕТ

При исследовании цветовой гаммы использовавшейся при окраске германских касок, мы наблюдаем весьма разнообразную палитру цветов. От яблочно-зеленого (apfelgrun, в палитре от Tikkurila - resedagrun) и полевого серого (feldgrau) до цветов близких более к оттенкам серого и черного (schwarzolive). Для того чтобы принять верное решение при окраске шлема, необходимо определиться по типу шлема и времени на момент предполагаемой окраски каски.
Дело в том, что пока Германия не вела активных, затяжных боевых действий, вплоть до осени 1939 и начала 1940 года, цвет шлема имел скорее декоративное значение. После начала Второй мировой войны решающими аргументами при выборе окраски стали соображения маскировки, отсутствия бликов на поверхности шлема и вопросы технологичности окрашивания.
Если для довоенных образцов шлемов характерны более светлые тона, то после начала войны преобладающими становятся более темные. Нередко встречаются случаи так называемого фронтового перекраса, когда каска перекрашивалась в полевых условиях подручными средствами.
Часто с целью улучшения маскировки замазывались декали или наносился слой краски более соответствующий окружающей обстановке или времени года. Особено это характерно для нанесения белой зимней окраски. В связи с этим обстоятельством, необходимо отметить, что белая, зимняя окраска никогда не наносилась в процессе производства. Все образцы подобного рода, являются образцами индивидуального творчества военнослужащих, отсюда множество видов краски и способов окрашивания. Включая обычную известь и мочальную кисть.

RAL
При определении цвета или цветового оттенка применяется международная система RAL, которая используется в промышленности при определении цветов и оттенков. В коде RAL для конкретного оттенка указываются пропорции смешивания основных (базовых) цветов. Однако, при использовании одного стандарта, оттенки цветов могут отличаться как у разных производителей лакокрасочных материалов, так и у производителей готовой продукции. Например можно отметить некоторые расхождения в цветовой гамме от Мерседеса и Форда, Тиккурилы и Полара.
На восприятие цвета серьезное влияние оказывают также характер освещения и индивидуальные особености восприятия. Не секрет, что при ярком дневном свете и искусственом освещении одна и та же окрашеная поверхность может иметь совершенно разные оттенки или даже изменять цвет.
Стандартом при анализе цвета считается полное, естественное освещение, когда цвет является не направленым, а рассеяным. А поскольку идеальных условий для объективного восприятия цвета практически не существует, то можно регулярно слышать дискуссии о соответствии или несоответствии окрашеного изделия определенному образцу. Споры подобного рода, представляются лишенными объективных оснований, если только имеющиеся отличия не носят принципиального значения.

При исследовании германских шлемов периода второй мировой войны, можно выделить несколько наиболее распространенных цветовых оттенков. Для касок модели М35 довоенных выпусков, основным цветом можно считать feldgrau - полевой серый (RAL 7009). Редко, но встречается apfelgrun - яблочно-зеленый (RAL 6011).
После начала войны цвет изменился в сторону темно-зеленых оттенков. Для этого времени характерными и основными цветами можно считать grauolive, schwarzolive - серо и черно-оливковые (RAL6006 и RAL6015), что не исключает использование близких по тонам оттенков.
В отличие от сухопутных и военно-морских сил, шлемы которых окрашивались по единому стандарту, окраска шлемов военно-воздушных сил (Luftwaffe) имела вполне определенные отличия (RAL7016, RAL7015), этот цвет более темный по тону и имеет очевидный оттенок темно-синего компонента.

Основные цвета окраски шлемов по системе RAL

Особенности окраски можно также отметить для шлемов SS, полиции, ПВО (Luftschutz) и других военнизированных формирований.
На фотографиях из цветной хроники парада в Мильхайме 1938 года, подавляющее большинство шлемов окрашено в соответствии с RAL 7009 (feldgrau - полевой серый). Однако, можно заметить, что каска офицера идущего за генералом имеет иной цвет (RAL 6006 - grauolive, серо-оливковый).

Цветные фото парада в Мильхайме. 1938 год.

В последние годы войны (конец 43 - 45 годы), в условиях жесткого режима экономии ресурсов в германской промышленности цвета окраски шлемов, в большинстве случаев, перестают нести выраженную цветовую составляющую и сводятся в основном к гамме темно-серых оттенков иногда очень близко приближающихся к черному. Вполне понятно, что в этот период времени, значительно снижается и качество красочного покрытия. Слой краски становиться минимальным и носит скорее оттеночный характер.

Камуфляжная окраска
Германская армия была пионером в применении камуфляжной окраски. Достаточно вспомнить витражные шлемы Первой мировой войны, принятие на вооружение камуфлированной ткани для плащпалаток и прочей аммуниции в начале 30-х годов, производство камуфлированых чехлов для шлемов. Использование камуфляжа для окраски шлемов характерно на заключительном этапе войны (43-45 годы), прежде всего в подразделениях парашютистов и ваффен СС, что не исключало личной инициативы в обычных частях Вермахта.

Скопированно с сайта:

http://www.jurgen.ru/project/1_1/

Прикрепления: 3593606.jpg(14Kb) · 2642874.jpg(9Kb) · 1588409.jpg(54Kb) · 7409452.jpg(9Kb) · 0332385.jpg(21Kb)
 
Форум » ВС Райха: информация, фотографии » Обмундирование, экипировка, амуниция - Wehrmacht, SS, Luftwaffe » Стальной шлем
Страница 1 из 11
Поиск:


Copyright MyCorp © 2017
Конструктор сайтов - uCoz